Митурич Пётр Васильевич
русский художник, теоретик искусства, изобретатель- Русский художник, теоретик искусства, изобретатель.
бесспорный классик русского искусства.
Блестящий рисовальщик, ученик и друг В. Хлебникова, он плодотворно сочетал в своем творчестве богатство традиции и новаторство.
В этом году исполнилось 125 лет со дня рождения художника Петра Митурича. В Третьяковке была небольшая выставка (тихо прошла).
Сейчас в галерее Ковчег» идет выставка Петра Митурича и его жены Веры Хлебниковой (сестры Велимира Хлебникова)
«…С приездом Веры Хлебниковой в Москву к Петру Митуричу и началом их семейной жизни сложилась система: зима – для заработков, лето – для работы. Условия московской жизни двух художников в тридцатиметровой комнате на девятом этаже были крайне трудны – ни лифта, ни кухни. Прямо в комнате кран с холодной водой и газовая плита, из которой тянет газом. Зимой температура опускается до +10.
Преподавание во ВХУТЕИНе (ВХУТЕМАСе) отнимало у Петра Васильевича много сил, однако лишившись этой работы, он лишился и весьма скромного, но стабильного заработка. На продажу работ, как и на редкие музейные закупки, рассчитывать было нельз. … Осень, зима и весна проходили в неустанных поисках заработка. В некоторых работах – книжных иллюстрациях и эскизах росписей – Вера принимала участие. Не всегда ее фамилия стоит на них рядом с фамилией мужа. Петр был кормильцем не только для жены и сына Мая, но и для родителей жены, для двоих детей от первого брака, для живших в Киеве матери и больной сестры. Иногда счет деньгам велся на копейки. Петр Васильевич брался и за ретушь, и за перерисовки с фотографий. «Зиму мы проживали наиэкономнейшим образом. Заработки наши были скудны и мы держались на средства, полученные осенью», - вспоминал Петр Васильевич. Все же наступало лето, и лето было для рисунка и живописи.
Первые годы Петр и Вера с маленьким сыном Маем ехали на Волгу, в Хвалынск – чтобы встретиться там с приезжавшими из в Астрахани родителями Хлебниковыми.
Позже – в Солотчу, в Судак, на Кавказ.Ехали в компании друзей-художников, учеников. В конце лета устраивался просмотр и обсуждение сделанного. Если Петр Васильевич считал свои работы неудачными – уничтожал.
Среди пейзажей, написанных и нарисованных Митуричем и Хлебниковой в эти годы, не найти зимних, заснеженных. Разве что – вид из окна комнаты на Мясницкой. В работах Веры зима – это портреты мужа и сына, автопортрет в шубе, висящая на вешалке одежда, натюрморты из оставленной на столе посуды. «Летние» работы художников известны, а многие из представленных в «зимней» части выставки проектов, эскизов росписей, чертежей изобретений не выставлялись ранее.
…
«Нам так мало надо: свобода, небо, море, тепло и скромная сытость. И это все было. Мало того, у нас был еще сынок, тут где-то близко в долине, и много еще летних дней впереди… как было хорошо. «О, если бы вечно так было», хотя бы не для нас лично, для художников будущего», - писал Петр Васильевич об этом лете.
Всего таких летних поездок получается десять, а зим прожитых – семнадцать.
До лета 1941-го года Вера не дожила.
После войны жизнь двух художников – Петра Митурича и вернувшегося с фронта Мая пошла уже другим чередом». В. Хлебникова
...Павел Федорович Никонов рассказывал, что когда началась война, одаренных студентов из творческих вузов стали эвакуировать из Москвы. понимали, что талант – это ценность, которой не разбрасываются. (Могли же просто: винтовку в руки и вперед, досвидание. Но планировали чуть дальше: вот победим (обязательно, а как же?) кончится война, и где потом брать таланты?)
Короче, когда всех студентов эвакуировали, Петр Митурич велел своему сыну Маю забрать документы, чтоб у него не было «брони», и того отправили на фронт. Он прошел всю войну, и вернулся.
Вот он еще маленький на рисунке:
Выставка в «Ковчеге»до 16 декабря. http://www.kovcheg-art.ru/
Вы знаете интересные факты о доме 21 по Мясницкой? Свяжитесь с нами! Ваши сведения очень важны для истории этого места!