В целом творчество Фаворского сложно уложить в рамки каких-либо направлений искусства ХХ столетия или русского авангарда 1920-х годов. Вместе с тем он возглавлял институт, выработавший новаторскую систему художественного образования, был реформатором искусства книги.

Произведения мастера находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Фаворский вошел в историю искусства как выдающийся художник книги, виртуозный мастер гравюры на дереве. В своем творчестве он развивал синтетическую концепцию оформления книги, предполагающую объединение сюжетных иллюстраций, шрифта и заставок в целостный ансамбль. Его индивидуальный стиль сложился под большим влиянием стилистики символизма и модерна, но вместе с тем он вобрал в себя новации мастеров авангарда, в частности кубизма. Для работ 1910-х — 1930-х характерна лаконически-экспрессивная символика, любовь к черному, почти осязаемому штриху. С середины 1930-х художник все чаще использовал белый штрих, позволяющий добиться более живой передачи света и движения.

http://sovietart.net/gal5/s28-18.jpg

Известный прежде всего как книжный график, ксилограф В. А. Фаворский был создателем произведений во многих видах изобразительного искусства - в монументальной живописи (в техниках фрески, сграффито, мозаики), театрально-декорационной живописи, скульптуре, декоративном искусстве.

http://aquarells.ru/wp-content/uploads/2012/04/Favorski_01.jpg

Иллюстрация к "Маленьким трагедиям" А. С. Пушкина. "Скупой рыцарь"

http://www.kuluar.ru/IMAGES/School/School6.2.gif

Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

Присущая художнику универсальность, качественно отличная от искрометной артистической разносторонности мастеров рубежа XIX и XX вв., включала фундаментальное осмысление теории искусства, развитую педагогическую систему, собственно школу Фаворского, что без преувеличения позволяет назвать его талант близким по духу художникам-мыслителям эпохи Возрождения.

http://eng.printsmuseum.ru/files/engraving/medium/Favorski_001.jpg

Станция метро "Охотный ряд"

http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/009/001/206701909.jpg

Босая девушка

Первые навыки в рисовании Фаворский получил дома под руководством матери, урожденной Шервуд (дочери известного архитектора В. О. Шервуда). Позднее он посещал частную студию К.Ф.Юона (1903- 1905) и вечерние занятия по скульптуре в СХПУ.

http://pix.timeout.ru/309972.png

Сон

http://alldayplus.narod.ru/2010/12_23-1/15.jpg

Отелло и Дездемона

После окончания гимназии Фаворский в 1905 г. поступил в Мюнхенский университет. Занимаясь на искусствоведческом отделении философского факультета, он одновременно учился в школе Ш. Холлоши и в дальнейшем считал его своим основным учителем по искусству.

http://lib.rus.ec/i/36/152636/i009-001-214960544.jpg

Иллюстрация к драме А. Глобы

http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_22/3/d-2450/2450_html_md3fc02d.jpg

Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

Вернувшись в 1907 г. в Москву, Фаворский продолжил искусствоведческое образование в Московском университете и в 1913 г. защитил дипломную работу "Джотто и его предшественники". Буквицы к "Суждениям господина Жерома Куньяра" А. Франса, выполненные в 1918 г., принесли Фаворскому известность.

http://www.artprojekt.ru/library/rusart/pic/000260.jpg

Годы революции. Октябрь

//img-fotki.yandex.ru/get/3713/he-le-na.a/0_18ea6_7340f934_L

Иллюстрация к "Борису Годунову

Растущая потребность нового общества в иллюстрированной литературе подсказывала художнику основное направление творчества. В 1920-х гг. им были созданы иллюстрации к книгам "Кремль. Свердловский зал" (1921), "Эгерия" П. П. Муратова (1921), "Домик в Коломне" А. С. Пушкина (1922), "Рассказы о животных" Л. Н. Толстого (1929). Наиболее последовательно творческие принципы мастера отразились в работе над "Книгой Руфь" (1921).

http://izosfera.ru/Media/Default/Windows-Live-Writer/c4ab02279d4d_13CA0/image_6.png

Суперобложка к 'Маленьким трагедиям' А. Пушкина

http://echo.msk.ru/files/743620.jpg?1328879403

Иллюстрация к "Слову о полку Игореве"

Начиная с обложки, титула, шрифта и вплоть до концовки оформление следует идее произведения, представляя единое пространственное изображение, которое не нарушает своим вторжением внутреннюю жизнь текста, а передает его стиль, не становясь при этом стилизацией. Стиль вещи Фаворский определяет как отношение предмета к пространству, которое, наполняя произведение, "создает мир в пределах, ограниченных рамой или контурами, бесконечно сложный и цельный".

http://www.artpoisk.info/files/images/_thumbs/14698/516x0.jpg

Ослики

http://www.artpoisk.info/files/images/14692.jpg

Михаил Кутузов" из серии "Великие русские полководцы

В своем пластическом видении Фаворский обнаруживает близость к византийским мозаичистам, к Микеланджело, Врубелю. Фаворский соединяет в одном изображении не только близкие по времени события, но подчас наполняет пространство целыми эпохами. На фронтисписе "Книги Руфь" к дереву с раскинувшейся кроной, восходящей к библейской символике, склонилась молодая женщина, в линиях фигуры которой одновременно ощущаются и твердость и покорность своему долгу стать у истоков рода Давидова, насадить древо, увенчанное царской короной.

http://www.pravostok.ru/upload/information_system_1/2/7/2/item_27284/information_items_27284.jpg

Ангелы художника Фаворского (из писчей бумаги)

http://www.artsait.ru/art/f/favorsky/img/6.jpg

Руфь, сидящая у древа

В серии гравюр "Годы революции" (1928) все пространство охвачено стремительным движением, калейдоскопом событий, пульсирующим центром которых предстает фигура вождя в окружении сподвижников; в портрете Ф. М. Достоевского (1929) насыщенный драматизмом фон-олицетворение действительности - напряженно сжал фигуру писателя, а наклон его головы и жесткие руки выражают непреклонное противодействие внешним силам.

http://img11.nnm.ru/7/d/6/2/0/77ef28b18240cb678ac76a58182.jpg

Народ

http://www.artpoisk.info/files/images/14666.jpg

Моцарт и Сальери. Иллюстрация к "Маленьким трагедиям" А. С. Пушкина

Уже в ранних критических статьях, посвященных творчеству художника, отмечено его особое отношение к материалу гравюры. "Архаика Фаворского, - писал в 1923 г. А. М. Эфрос, - очерчивает себя эпохой первой зрелости ксилографии. Его область -последние десятилетия XV века и немецко-нидерландская почва". Фаворский, очищая деревянную гравюру от поздних технических и имитационных наслоений, приведших к утере ощущения материала (дерева), подчеркивает скульптурность гравюры, уподобляя ее рельефу.

http://static1.read.ru/images/booksillustrations/113736.jpg

Москва

http://www.artpoisk.info/files/images/_thumbs/14649/516x0.jpg

Фрагмент утраченной фрески в Музее охраны материнства и младенчества

В 1920-30 гг. Фаворский преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, заведовал кафедрой ксилографии. В 1923 г. был избран ректором Вхутемаса; с его руководством во многом связан расцвет этого учебного заведения в те годы. Собственно с учебной целью были написаны основные его теоретические работы: "Лекции по теории композиции" и курс "Теория графики".

http://cs316921.userapi.com/v316921204/34c0/Syxc9B6ME80.jpg

"Разговор Игоря с Донцом" Иллюстрация к "Слово о полку Игореве

http://art-grd.com/images/photos/medium/7986dc17e86c0a6c46f5a072b0d1c7a9.jpg

Пейзаж

В начале 1940-х гг. произошла стилистическая переориентация в творчестве Фаворского. Художник, отчасти вынужденный считаться с требованиями издательств, трансформирует формальную выразительность в тонкость обработки формы, изощренную технику штриха, психологическую глубину образов.

http://knuj.org/media/userfiles/images/dukat-4.jpg

М.Юдина исполняет сонату Бетховена N 32

http://www.artpoisk.info/files/images/_thumbs/14660/516x0.jpg

Иллюстрация к книге М. Пришвина

Получив возможность работать над наиболее интересными заказами, он концентрирует внимание на целостном оформлении книги, связанностью ее частей. В 1950 г. он создает наиболее "монументальную" свою работу этого периода - оформляет "Слово о полку Игореве"; затем иллюстрирует "Бориса Годунова" А. С. Пушкина (1954-55). Последняя работа в области книжной графики - "Маленькие трагедии" А. С. Пушкина (1959-61).

http://cs316921.userapi.com/v316921204/34b8/i4wNUh6o9uE.jpg

Плач Ярославны

http://www.artpoisk.info/files/images/_thumbs/14720/516x0.jpg

Иллюстрация к "Книге Руфь"

Впервые Фаворскому было предложено выбрать литературное произведение и формат издания, что обусловило изобразительную свободу художника, позволившую ему обобщить лучшие стороны своего раннего и позднего творчества. Книге задан подчеркнуто горизонтальный строй, связывающий четыре произведения. Все ее элементы, по словам художника, служат для выражения ее серьезности, той страстности человеческих чувств, которой она полна.

http://cs316921.userapi.com/v316921204/34a9/kPsqEgprRtY.jpg

Гражданская война

http://www.artpoisk.info/files/images/_thumbs/14721/516x0.jpg

Иллюстрация к "Книге Руфь"

Иллюстрации к "Каменному гостю" можно отнести к шедеврам творчества Фаворского. Ужин у Лауры и сцена дуэли, расположенные через несколько страниц, то есть разделенные поступательным движением литературного времени, наделены внутренней временной и пространственной взаимосвязью. Подчеркнутая статичность первой сцены с последовательно выстроенными планами взрывается стремительным ритмом сцены дуэли, в которой совмещены элементы предшествующего действия, настоящей и грядущей развязки.

http://www.ljplus.ru/img4/g/d/gdmitry/tropinka.jpg

Звенигород

http://eng.printsmuseum.ru/files/engraving/medium/Favorskiy_Ksilografiya-006.jpg

Иллюстрация к "Книге Руфь"

Неубранный стол на Переднем плане напоминает о только что закончившемся спокойно ужине; следующий план - молниеносный поединок (как у Пушкина) - порывистое настоящее; далее - Лаура, отвернувшаяся от ужаса происходящего, но так, что изобразительно она как бы прижимается к голове Дона Гуана - это то, что последует сразу же после дуэли; и наконец, тень от руки и эфеса шпаги Дона Гуана, превращенная в зловещий крест, нависший над всем происходящим, - это и есть развязка трагедии. Так в гравюрах художника "время входит в композицию и композиция становится сложной, многоплановой".

http://art-grd.com/images/photos/medium/499212be6b50fa7535205093e557b149.jpg

Акула

http://www.printsmuseum.ru/files/engraving/medium/Favorskiy_Ksilografiya-005.jpg

Иллюстрация к "Книге Руфь"

Фаворский и в жизни, и в общественной деятельности, несмотря на множество тяжелых и сложных моментов, связанных с меняющимися взглядами власти на искусство, ряд трагедий личного плана (в годы Отечественной войны у него погибли оба сына), оставался верным своим принципам. Он воспринял и официальное признание с достоинством мудреца (в 1962 г. Фаворский стал лауреатом Ленинской премии, в 1963-м ему присвоили звание народного художника СССР).

http://book.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/gvany-l/favorsky_egeria_muratov03.jpg

Из иллюстраций к роману П. Муратова "Эгерия"

http://mgup.bekreneva.com/f-galery/f_polkovodczi_Nevskiy.gif

Александр Невский. Гравюра

Однажды на вопрос своего ученика о будущем советского искусства Фаворский ответил по-евангельски: "Нужно так: Богу Богово, а Кесарю Кесарево, - и добавил: - Надо только, чтобы было построено пространство... Все, что мы делаем, чему-то служит".

http://www.knigirossii.ru/pictures/17/217/2615881_sbig1.jpg

Вы знаете интересные факты о доме 21 по Мясницкой? Свяжитесь с нами! Ваши сведения очень важны для истории этого места!