1716 - 1790

Участок земли, на котором стоит дом №21

на углу Мясницкой и Боброва приобрел в 1716 году будущий генерал-аншеф Иван Ильич (старший) Дмитриев-Мамонов - участник Полтавского сражения, Персидского похода и других военных баталий начала восемнадцатого века.

На рубеже 1780-90-х годов

генерал-поручик Иван Иванович Юшков приобрел участок земли в самом центре Москвы, «в четвертом квартале церкви Флора и Лавра, что у ворот Белого города» для постройки собственного дома

1769 - 1795

1769 - 1795. Дом 21 строил или перестраивал никто иной, как неповторимый Василий Баженов.

Дом был построен в форме рога изобилия, что ведет нас к масонским символам. Справедливости ради надо заметить, что дом славился не только собраниями ложи, но и знаменитым на весь город великосветским салоном, где собирались все сливки общества.

Полностью дом был готов к 1805 году, когда Юшков уже 24 года как умер.

Домом владела его вдова — тайная советница Настасья Петровна, а затем младший сын — тайный советник Петр Иванович Юшков. Кстати, тогда Бобров переулок носил имя Юшкова.

1811 - 1816

1811 год. Петр Иванович Юшков продолжил традиции отца, устраивая частые пышные балы и приемы.

Да и масонские собрания здесь тоже не прекратились, поскольку младший Юшков тоже принадлежал к тайному обществу. Балы, которые он закатывал, поражали воображение современников: «Он в 1811 году давал у себя на даче в течение трех недель сряду 18 балов, с фейерверками и музыкой в саду, так что окрестные фабрики перестали работать, ибо фабричные все ночи проводили около его дома и в саду».

1812-1816 Дом каким-то чудом пережил два грандиозных московских пожара — в 1812 году служители расположенного рядом почтамта просто напоили и связали факельщиков,

которые поджигали дома по приказу отступавшего Наполеона. В 1816 году при пожаре сгорела практически вся Мясницкая улица, но опять же, огонь не тронул творение Баженова.

1838 - 1844

С 1838 года Юшков нашел одного арендатора - Московское художественное общество.

Правда, сначала у него снимали только один зал — для рисовальных классов.

Московское училище живописи и зодчества, которое официально открылось в 1844 году в Мясницкой части, было сначала под номером 199 (Мясницкая, 21).

Дом купили полностью за 35 тысяч рублей серебром, хотя купцы предлагали Юшкову больше.

1865 - 1872

Прошло более двадцати лет, и в 1865 году в Училище начали обучать зодчеству, переведя сюда же Московскую дворцовую архитектурную школу.

Изменилось и название - Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Тут учились и преподавали Скотти, Перов, Прянишников, Левитан, Пукирев, Маковский, Шишкин, Сорокины, Серов, Нестеров, Паоло Трубецкой, Шехтель, Коровин, Петров-Водкин. Почти весь цвет русского художественного искусства.

С 1872 года в доме Юшкова устраивались выставки художников-передвижников,

и на сопутствующих им заседаниях московской художественной общественности бывали Грановский, Мочалов, Островский, Сергей Соловьёв, Третьяков, Лев Толстой, Чехов, Щепкин.

1896 - 1913

В 1896 году училище уже получило статус высшего учебного заведения, а учеников принимали туда всяких сословий и исключительно за талант.

Обучение талантливых студентов было бесплатным. А вот ежели талант не обнаруживался в первые два года учебы, студента безжалостно отчисляли.

В училище в 1912-1913 годах занимался Маяковский, поступивший со второй попытки.

Здесь он и познакомился с Бурлюком, и эта встреча определила всю жизнь поэта.

1917 -

После 1917 года на основе Училища живописи, ваяния и зодчества организовали Вторые Государственные свободные художественные мастерские, которые формировались по всей стране с целью создания новой «советской художественной культуры» (Первыми стала Строгановка).

В общежитиях училища после 1917 года жили: Леонид Пастернак (отец поэта), Фаворский, Фальк, Бруни, Татлин, Крученых, Родченко. Семья Пастернака обосновалась в первом этаже кирпичного надворного флигеля с осени 1894 года. Леонид Осипович преподавал в фигурном классе. Флигелек этот разрушили в 1902 году.

В конце 1920 года их превратили в Высшие Художественно-технические мастерские - ВХУТеМАС

(с 1927 года ВХУТЕИН) — с полиграфическим, текстильным, керамическим и другими производственными отделениями, а также курсами графиков, художников театра и кино, мастеров фото, декораторов, дизайнеров.

1930 - 1953

В 1930 году в доме помещались художественный техникум ОГИЗА, Институт изобразительного искусства с факультетами графики, живописи и скульптуры.

ВХУТЕИН развалился на несколько институтов: Архитектурный (МАрхИ), Художественный (Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова, Полиграфический и Текстильный. Вот полиграфический здесь и обосновался и находился до начала войны, пока его не эвакуировали в Курганскую область.

1942-1953. В здании с 1942 года расположился Московский механический институт боеприпасов Народного комиссариата боеприпасов СССР (ММИБ).

После войны он стал Московским механическим, а позже техническим институтом, который в 1953 году переименовали в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). И началась «атомная история» дома. И к списку именитых художников, учившихся и работавших в дома Юшкова, прибавились нобелевские лауреаты Семенов, Тамм, Черенков, Сахаров. Кстати, расположенные в подвале МИФИ лаборатории породили среди местных жителей и сегодня бытующую легенду, что именно тут по приказу Берии был размещен первый советский атомный реактор «на котором работал диссидент Сахаров».

1962 - 1989

А в 1962 году дом заметил Хрущев и решил разместить в нем только что созданный Мосгорсовнархоз.

Фактически в режиме мгновенной эвакуации институт забросили на Каширское шоссе, в еще недостроенные корпуса. Потом здесь менялись разные конторы, а дом приходил в полное запустение без постоянного хозяина.

В 1986 году его передали Институту живописи, скульптуры и художественной педагогики, который в 1989 году стал Российской Академией живописи, ваяния и зодчества, созданную и возглавляемую Ильей Глазуновым.

Сегодня историко-архитектурный комплекс «Дом И. Юшкова» занесен в памятный Реестр культурного наследия, охраняется государством. Здания комплекса отмечены тремя мемориальными досками: первая - о посещении коммуны ВХУТеМАСа Лениным и Крупской, 25 февраля 1921 года навещавших учившуюся здесь дочь Инессы Арманд Варю; вторая доска на здании во дворе (строение 5) сообщает о том, что в доме в 1894-1930 годах жил и работал художник Касаткин; третья - под полуротондой - посвящена выдающемуся художнику Саврасову.

Вы знаете интересные факты о доме 21 по Мясницкой? Свяжитесь с нами! Ваши сведения очень важны для истории этого места!