С семилетнего возраста Раиса начала писать стихи и писала их всю жизнь, как говорится, «в стол».

Наряду с гимназией посещала «Училище живописи, рисования Ю. Пэна», в котором в то же время брал уроки и будущий знаменитый художник Марк Шагал.

Учитель влюбился в свою шестнадцатилетнюю ученицу и написал ее портрет с кошечкой на коленях, назвав его «Две кошечки».

  • Квартира № ?

Главной героиней показа «Мясницкая, 21. Перекрестки судеб. Раиса Идельсон, Роберт Фальк, Александр Лабас, Александр Родченко» стала художница и поэтесса Раиса Вениаминовна Идельсон, сперва жена бубнововалетца Фалька, затем – одного из учредителей Общества художников-станковистов (ОСТ) Лабаса. Рассказать о женщине, чья живопись и стихи остались практически неизвестными, захотела внучка Лабаса – Алиса Лабас. Готовила она выставку, в которую вошли картины, рисунки, письма и фотографии не только из частных коллекций, но в том числе из Третьяковки и РГАЛИ, вместе с Юлией Диденко, Адой Беляевой и основателями ARTSTORY Люсинэ Петросян и Михаилом Опенгеймом.

Над последним, девятым, этажом дома на Мясницкой, 21 (сегодня - Мясницкая, 21, стр. 2), пролетали стаи птиц, – до появления «царапающих» небо сталинских высоток это кирпичное здание было среди самых высоких в Москве. В нем находились мастерские преподавателей и общежития студентов ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. В 36-й квартире обитали Фальк с женой, бывшей ученицей Раисой Идельсон (1894–1972). После того как уехавший в 1928-м в Париж «для изучения классического наследия», но еще чтобы готовить персональную выставку Фальк остался там почти на десять лет (вернувшись, он был объявлен и космополитом и формалистом), вернувшаяся в СССР в 1929 году из-за болезни отца Идельсон будет жить на Мясницкой со следующим своим мужем Александром Лабасом. А в конце концов (с Лабасом вместе они были недолго) с сестрой, актрисой Александрой Азарх-Грановской. Женой Фалька Раиса Идельсон стала в 1922-м, Лабаса – десять лет спустя, родила от него сына Юлия, будущего биолога. После печально знаменитого постановления ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» выставляться художникам этого круга стало невозможно, а свои стихи Идельсон всегда показывала только близкому кругу. Ее художественных работ сохранилось немного.

Шагал всегда с благодарностью вспоминал своего первого учителя, родоначальника известной «витебской школы». Он писал ему: «Какая бы крайность ни кинула нас в области искусства далеко от Вас по направлению, Ваш образ честного труженика – художника и первого учителя – велик». Кстати, в Риге в 2001 году прошла совместная выставка работ М. Шагала и Ю. Пэна из Национального художественного музея Белоруссии и Витебского краеведческого музея.

...После окончания в 1913 году гимназии Раиса до весны 1914 года была в Бельгии, а затем посещала в 1916 – 1918 годах в Петрограде школу поощрения художников при Академии художеств, где перешла на 4-й курс. События октябрьского переворота застали ее там. Сохранились ее стихотворения того времени.

Затем в течение четырех лет она жила то в Петрограде, то в Витебске, пока не поступила во ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские, на курс декана живописного факультета Роберта Рафаиловича Фалька. О своем первом впечатлении о нем она записала в дневнике: «Я увидела где-то наверху очень худое, очень усталое лицо человека лет 35. Сквозь круглые очки на меня внимательно и мягко смотрели большие, широко открытые серо-голубые глаза. “Неужели этот большой, как-то по-детски беспомощный близорукий человек – профессор Фальк”?!... По тому, как он смотрит на мою работу, сравнивая ее с натурой, по тому, как слушает мои несвязные речи, мне делается ясным, что Фальк именно такой учитель, такой художник и человек, какого я мечтала встретить»!

Вскоре Раиса становится женой Фалька. Ему она посвящает ряд стихотворений.

В 1927 году Раиса Вениаминовна едет с мужем в Париж. Через полтора года возвращается, и после недолгого пребывания у родителей в Витебске, приезжает в Москву. И поселяется в мастерской Фалька во ВХУТЕИНе – преобразованном из ВХУТЕМАСа в Высший художественно-технический институт (ул. Мясницкая, д. 21, кв. 36), где прожила до конца жизни. Там же жила до своей кончины и приехавшая к сестре Александра.

С Фальком у Раисы началась регулярная переписка, свидетельствующая о взаимности их интересов и участливости к жизни друг друга. Тональность писем[2] совершенно не изменилась и тогда, когда Раиса Вениаминовна в 1931 году вышла замуж за профессора ВХУТЕИНа, художника Александра Аркадьевича Лабаса (1900 – 1983). Он был членом ОСТа – Общества художников-станковистов, основанного выпускниками ВХУТЕМАСа во главе с Д. П. Штеренбергом. В него входили П.В. Вильямс, А.А. Дейнека, А.Г. Тышлер и другие, стремившиеся к отражению типичных явлений советской действительности, лаконизму и динамике формы. Брак Раисы Вениаминовны с Лабасом распался в 1938 году, когда у них был уже пятилетний сын Юлий.

Работала она в отделе голландской живописи Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, а с 1939 года до конца жизни была преподавателем живописи во Всесоюзном доме народного творчества им. Н.К. Крупской.

Во время Великой Отечественной войны сестры с Юлием были в эвакуации до 1943 года, сначала в Самарканде, потом в Ташкенте. И там, и после возвращения из эвакуации в Москву Раиса Вениаминовна продолжает писать.

Стихотворения последнего периода отражают ее отношение к событиям в мире, к внутреннему настрою. Неумолимо бежали годы... Скончалась Раиса Вениаминовна в 1972 году. Приходится сожалеть, что свои художественные работы она щедро раздавала друзьям и знакомым. Несколько ее работ ныне в частном собрании в Израиле у профессора-физика Л.И. Рубинштейна. Некоторые хранятся у ее сына, он собрал и стихотворения, – есть надежда, что они будут опубликованы.

Вы знаете интересные факты о доме 21 по Мясницкой? Свяжитесь с нами! Ваши сведения очень важны для истории этого места!