Кручёных дальше всех кубофутуристов пошёл по пути абсурда, игры со звуками, дробления слова и словесной графики. Наряду с произведениями заумного языка для его творчества характерно стремление к грубой хаотичности, к отвратительному, к дисгармонии и антиэстетизму. — Вольфганг Казак

Свыше 40 лет поэт-библиофил целенаправленно собирал литературное и художественное наследие своей эпохи. Началом послужило собирание рукописей Хлебникова, затем — запись афоризмов и диалогов Маяковского, стихотворных экспромтов других поэтов. Результатом этой работы стали сборники «Неизданный Хлебников» (1928—1930), «Живой Маяковский» (1930), «Турнир поэтов» (1928), «Весёлые шушуки» (1928). В дальнейшем собрание Кручёных пополнялось материалами его друзей-литераторов, художников и представителей широкого круга деятелей культуры[8]: рукописями, письмами, рисунками, фотографиями, книгами. Некоторые писатели представлены в собрании Кручёных не только отдельными документами, а целыми архивными комплексами: Хлебников (более 600 листов), Пастернак (более 1000 листов), Цветаева (ок. 800 листов)[

(иногда подписывался псевдонимом «Александр Кручёных»; 9 (21) февраля 1886, посёлок Оливское, Херсонский уезд, Херсонская губерния — 17 июня 1968, Москва) — русский поэт-футурист, художник, издатель, коллекционер. Ввёл в поэзию заумь, то есть абстрактный, беспредметный язык, очищенный от «житейской грязи», утверждая право поэта пользоваться «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями».

  • Квартира № ?

На выставке «Не только черный квадрат», посвященной творчеству Малевича, обратила внимание на книгу Алексея Крученых, которая была помечена надписью: «Из коллекции Александра Парниса». Вы были дружны с ним?

– С Крученых трудно было дружить. У него был сложный характер, и он был циник. Получилось так, что я вместе со своей подругой жил с ним в одном доме. Это знаменитый дом на Мясницкой, 21, бывшее общежитие ВХУТЕМАСа. Там жили известные художники: Александр Родченко, Роберт Фальк, Леонид Пастернак, Петр Митурич, Александр Древин, Надежда Удальцова, Александр Лабас, Василий Фаворский и другие. Борис Пастернак упомянул этот дом в «Охранной грамоте»… Мы снимали бывшую комнату Николая Асеева в коммуналке. Крученых нравилась Анна, моя подруга. Она красиво пела украинские песни. И он часто к нам захаживал. Как-то он великолепно прочитал в нашей комнате свое знаменитое стихотворение «Зима». Анне он надписал «Победу над солнцем», а мне на втором «Садке судей» написал о футуристических боях. Однажды он сказал, что в Тифлисе в 1919 году оставил свой архив. Я полетел туда и нашел его. Там оказались и рукописи Хлебникова. Я их приобрел и впоследствии опубликовал в юбилейной книге Хлебникова «Творения» (1986).

Вы знаете интересные факты о доме 21 по Мясницкой? Свяжитесь с нами! Ваши сведения очень важны для истории этого места!