- Леонид Осипович (Ицхок-Лейб, Исаак Иосифович) Пастернак – художник, педагог, профессор, академик.

“Искусство мое обладает одним преимуществом перед словом, литературой: оно – международное и понятно на всех языках. Живопись, рисунок, пейзаж, портрет – будь он написан шведом, французом, русским или евреем – понятен всем, и нам пока не нужен особый язык, особое искусство…”

23 ноября 2012 года на фасаде дома по ул. Базарной, 78 в память о художнике была открыта мемориальная доска.

  • Квартира № ?

Леонид Пастернак

3 апреля 1862 года в Одессе в многодетной еврейской семье содержателя постоялого двора Иосифа Пастернака и его жены Лии родился сын Ицхок-Лейб – будущий художник Леонид Пастернак.

Дедушка Ицхока (Исаака) Акива Пастернак пришел в Одессу из Галиции в начале XIX века; в 1813 году у него родился сын Иосиф, ставший со временем главой большого семейства и хозяином постоялого двора возле Нового рынка на Коблевской (несохранившийся дом находился на нечетной стороне улицы между Ольгиевской и Конной).

Иосиф Пастернак стремился дать своим детям образование, и юный Исаак поступил в престижную Ришельевскую гимназию. Учился успешно, но его все сильнее влекло рисование, способности к которому проявились еще в раннем детстве. В возрасте семи лет он получил от соседа-дворника свой первый заказ – нарисовать несколько картин на охотничьи темы; заказчик, которого художник впоследствии шутливо называл “моим первым Лоренцо Медичи”, остался доволен работой и заплатил по пять копеек за каждую картину.

Леонид Пастернак

Позже один из постояльцев отца – журналист и издатель М.Ф. Фрейденберг, привлек уже гимназиста Пастернака к сотрудничеству в одесских юмористических иллюстрированных журналах “Маяк” и “Пчелка”. Об этом начале своей карьеры художник впоследствии вспоминал в автобиографической книге “Записи разных лет”: “Однажды шел я по Дерибасовской и столкнулся с идущим мне навстречу Михаилом Федоровичем Фрейденбергом. «Вот кстати! Вы ведь, кажется, рисуете? Не зайдете ли ко мне на минутку?..»”.А дальше события развивались так: Фрейденберг попросил Пастернака сделать рисунок для обложки нового журнала “Маяк”. Юный художник испугался и стал отнекиваться. Тогда “работодатель” сказал: “Мне надо на некоторое время уйти, а Вы вот сядьте здесь – вот бумага, карандаши и... до свиданья! Я даже запру Вас на ключ, чтобы Вы, чего доброго, не сбежали до моего прихода...”. С первым в своей жизни ответственным заказом Пастернак справился успешно, Фрейденберг был в восторге: “«Ну, я спасен, слава Богу! Молодчина!.. Я знал! Молодец Вы! Я обращался ведь к нашим двум заправским художникам – черт знает, что получалось! А ведь уже объявлено о выходе первого номера, у меня же ничего еще нет... Сам Бог послал мне Вас – у нас с Вами дело пойдет!» И действительно, «дело у нас пошло»! Еще будучи гимназистом восьмиклассником, я стал заправским художественным сотрудником журнала «Маяк», а потом «Пчелка». Главным же было то, что мы искренне привязались друг к другу и стали друзьями на всю жизнь; он стал даже моим зятем, женившись на младшей сестре моей”. (В 1883 г. Михаил (Моисей) Фрейденберг женился на Анне (Асе) Пастернак).

Однако Леонид Пастернак работал в “Маяке” и “Пчелке” скорее из дружеских чувств к издателю, чем по другим причинам. “Душа его не лежала к карикатурам, которые он находил низшим родом искусства”, – писал впоследствии М. Фрейденберг. В любом случае, для начинающего художника работа в журналах была полезной практикой.

Леонид Пастернак

В 1881 году Леонид Пастернак окончил Ришельевскую гимназию и Одесскую рисовальную школу Общества изящных искусств (1879-1881, учился у Ф. Бауэра и Л. Иори­ни); за выдающиеся успехи в рисовальной школе был награжден серебряной медалью. В том же году, по настоянию родителей приобрести “земную” профессию, поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1882 году подавал заявление о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), однако попытка оказалась безуспешной из-за отсутствия свободного учебного места. В 1883 году Леонид Пастернак перешел на юридический факультет, который экстерном окончил уже в Одессе в Новороссийском университете (1885).

Параллельно он продолжал художественное образование. В 1881-1882 гг. посе­щал частную школу-студию профессора МУЖВиЗ Е.С. Сорокина; в 1882-1885 гг. учился в натурном классе Мюнхенской Академии художеств у профессоров И.К. Гертериха и А. Лицен-Мейера (окончил с золотой медалью).

Затем пришлось провести год (1885-1886) в одесских артиллерийских казармах, отбывая воинскую повинность.

В 1887 году Л.О. Пастернак снова поехал в Мюнхен, некоторое время провел в Академии. Вернувшись домой, написал портрет племянницы Августины Якубсон, дочери сестры Кати и ее мужа купца 2-ой гильдии Леонтия Якубсона (полотно введено в научный оборот одесским краеведом С.З. Лущиком).

В феврале 1889 г. молодой художник Леонид Осипович Пастернак женился на известной пианистке Роза­лии Исидоровне Кауфман (1867-1939), с которой познакомился еще в период сотрудничества с “Пчелкой” (ее портрет, правда, работы другого художника, украсил одну из обложек журнала). Свадьба состоялась в Москве; незадолго до бракосочетания пришел и первый творческий успех – П.М. Третьяков приобрел для своей галереи еще не законченную картину “Вести с родины” (“Письмо из дома”, 1889), не дожидаясь ее появления на 17-й выставке Товарищества передвижников (с 1888 по 1901 гг. Л.О. Пастернак – постоянный экспонент ТПХВ).

Леонид Пастернак “Письмо из дома”, 1889 г.

10 февраля 1890 года в семье появился первенец – сын Боря, будущий поэт и прозаик Борис Пастернак. Кроме старшего, Бориса (1890-1960), у супругов Пастернаков родились Александр (1893-1982), Жозефина (1900-1993) и Лидия (1902-1989). Жена и дети на протяжении всего творческого пути были любимыми моделями мастера (про Леонида Пастернака, шутя, говорили, что у него дети кормят родителей, намекая на его успехи в изображении детской жизни). Жила семья в Москве, но каждое лето проводила в Одессе; младшие Пастернаки дружили с Александром, Евгением и Ольгой Фрейденбергами, детьми сестры Леонида Осиповича Анны. С родным городом Пастернака связывало и участие в выставках ТЮРХ (член объединения с 1892 г.).

В Москве Л.О. Пастернак вошел в “поленовский кружок”, познакомился с В.Д. и Е.Д. Поленовыми, К.А. Коровиным, И.И. Левитаном, В.А. Серовым, А.Е. Архиповым, С.А. Виноградовым, М.В. Нестеровым и другими художниками. В кон. 1880-х – нач. 1890-х гг. давал частные уроки рисования, преподавал в классах изящных искусств художника-архитектора О.А. Гунста. В 1889-1894 гг. руководил собственной школой рисования. В 1891 году выполнил иллюстрации к собранию сочинений М.Ю. Лермонтова.

Леонид Пастернак

В 1893 году на Передвижной выставке художник познакомился с Л.Н. Толстым. Во время своего первого визита к писателю в Хамовники Л.О. Пастернак показал ему свои иллюстрации к “Войне и миру”, исполненные в 1892 году по заказу журнала “Север”. Рисунки привели Толстого в восторг. Он тогда же задумал при первой же возможности пригласить Пастернака к сотрудничеству. Спустя несколько лет художнику посчастливилось стать одним из первых читателей (еще в рукописи) романа “Воскресение” и автором прославленных иллюстраций к нему (1898-1899). Л.О.Пастернак часто гостил у Л.Н. Толстого в его доме в Хамовниках и в имении Ясная Поляна; выполнил портреты писателя и членов его семьи. Спустя много лет после смерти Толстого художник писал: “Подводя итоги прошлому, вспоминая Льва Николаевича, я спрашиваю себя, чем заслужил я счастье, дарованное мне судьбой, не только быть современником этого легендарного человека, но и знать его лично, бывать у него, беседовать с ним, рисовать и писать его... Как передать блаженство, испытанное мною, когда однажды, в разговоре со мной Н. Ге заметил: «Толстой Вас любит – это большое счастье”.

В 1894 году за картину “Накануне экзаменов” художник был награжден золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене, в 1900 году за иллюстрации к роману Л.Н. Толстого “Воскресение” был отмечен серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1902 году картину “Л.Н. Толстой в кругу семьи” приобрел Великий князь Георгий Михайлович для Русского музея в Петербурге.

Леонид Пастернак Накануне экзаменов

Леонид Пастернак Л.Н. Толстой в кругу семьи

В 1900 году Л.О. Пастернак посетил Европу (с группой южнорусских художников, в числе которых были К.Костанди, П. Нилус, Г. Головков, А. Стилиануди), в 1904-1906 и 1912 гг. совершил путешествия по Италии и Германии, в 1907 году побывал в Голландии, Бельгии, Англии.

Л.О. Пастернак в 1903 году стал одним из членов-учредителей Союза русских художников, на ежегодных выставках которого выставлял свои портреты, пейзажи и интерьеры; принимал участие в выставках “Мира искусства” (1903-1905), МОЛИ, русских и финских художников, общества “36 художников” и др.; в 1907 году был среди организаторов объединения “Свободная эстетика”. В 1905 году Петербургской Академией художеств Л.О. Пастернак был удостоен звания академика.

С 1894 по 1921 год в должности профессора Л.О. Пастернак преподавал в МУЖВиЗ (после революции переименовано во Вторые Государственные свободные художественные мастерские, затем – во ВХУТЕМАС), руководил сначала натурным, затем фигурным классами. Его учениками были М. Сарьян, С. Герасимов, В. Ко­на­шевич, В. Перельман, Б. Такке, В. Штраних и др.

Леонид Пастернак “Поздравление” (1915, ГТГ).

Помимо преподавания, художник работал в эти годы над портретами современников; им были запечатлены на бумаге и полотне литераторы М. Горький, В. Брюсов, Вяч. Иванов, К. Бальмонт, Э. Верхарн, С. Ан-ский, М. Гершензон, композиторы А. Скрябин, С. Рахманинов, певец Ф. Шаляпин, микробиолог И. Мечников, английский режиссер Г. Крейг, князь П. Кропоткин и многие другие. В ряду портретов нельзя не отметить замечательный по композиции и одухотворенности групповой портрет детей художника “Поздравление” (1915, ГТГ).

Леонид Пастернак имел репутацию одного из лучших рисовальщиков и портретистов своего времени. В основе его творческого метода лежали быстрые, почти мгновенные зарисовки, схватывающие “самую суть изображаемого”. Ощущение фиксации впечатления художнику удавалось сохранить и в живописных работах – за счет выбора наиболее острого момента, как бы случайного движения, раскрывающего образ. И хотя Пастернака часто называют русским импрессионистом, это более верно в отношении манеры мастера, чем его метода и стиля. Так, пастели больше тяготеют к импрессионизму, в то время как парадные портреты обнаруживают черты стиля модерн.

Леонид Пастернак С женой и сыновьями

В первые послереволюционные годы Л.О. Пастернак участвовал в ряде выставок; работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. В 1920-1921 гг. художник выполнил официальный заказ на создание портретов деятелей революции, сделал большое количество зарисовок на заседаниях ВЦИК, на съездах Советов, на конгрессе Коминтерна.

Жизнь в столице была трудной, а Леониду Осиповичу и Розалии Исидоровне потребовалось лечение, получить которое в Москве было невозможно. В 1921 году они уехали в Германию. Вместе с ними покинули Россию дочери Жозефина и Лидия, а сыновья, Борис и Александр, остались в Москве. В феврале-марте 1923 года Борис Пастернак навещал родителей в Берлине. Во время этого визита Леонид Осипович создал свой последний и, пожалуй, один из лучших рисунков старшего сына (в настоящее время хранится в ГТГ).

В начале 1924 года Л.О. Пастернак принял участие в историко-этнографической экспедиции в Палестину, организованную парижским издателем А.Э. Коганом. Из этого путешествия художник привез десятки рисунков и этюдов, часть из которых предполагалось включить в двухтомную монографию о Палестине.

Леонид Пастернак Автопортрет с женой

В Германии Леонид Осипович продолжил свою галерею знаменитостей. Здесь им были выполнены портреты художников М. Либермана и Л. Коринта, писателей А. Ремизова и Г. Гауптмана, поэта Р.-М. Рильке, композиторов С. Про­кофьева и Г. Эйснера, физика А. Эйнштейна, германского канцлера Г. Штре­зе­мана и др. В Берлине состоялись две персональные выставки художника (1927 и 1932 гг.); он экспонировался на берлинском Сецессионе, выставках русского искусства в Париже, Гааге, Берлине, США.

После прихода к власти национал-социалистической партии Пастернаку, как еврею, было запрещено заниматься творчеством и преподаванием; перед Леонидом Осиповичем и Розалией Исидоровной снова встал вопрос о перемене места жительства. Поначалу они думали о возвращении в СССР, художник начал вести в советском полпредстве переговоры, но они не имели успеха.

В 1938 году Пастернаки уехали в Англию, где уже жили дочери. Вскоре после приезда в Лондон, 23 августа 1939 года, от сердечного приступа скончалась Розалия Исидоровна. Леонид Осипович переехал к младшей дочери Лидии в Оксфорд. Несмотря на тяжелую потерю и преклонный возраст, художник продолжал работать. Так, в военные годы им были созданы картины “Бах и Фридрих Великий”, “Мендельсон, дирижирующий «Мессию» Генделя”, “Толстой за рабочим столом”, “Пушкин и няня”, “Сцены из советской жизни”.

Леонид Пастернак Толстой за рабочим столом

Леонид Осипович Пастернак умер 31 мая 1945 года в Оксфорде.

В 1975 году в СССР вышла в свет книга “Л.О. Пастернак. Записи разных лет”. Мемуарный материал был собран и обработан Жозефиной Пастернак, подготовлен к печати Александром Пастернаком.

Леонид Пастернак

Леонид Пастернак

Творчество Л.О. Пастернака представлено во многих музейных собраниях России, Великобритании, Германии, Франции и Израиля, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее Орсэ в Париже, Музее Эшмолиан в Оксфорде. В Одесском художественном музее сохраняются графические работы мастера “Покинутые” (1897), “Казак” (1900) и “Женщина с Хитрова рынка” (1915).

Леонид Пастернак

2 мая 1999 года в Оксфорде на улице Парк Таун состоялось торжественное открытие музея Л.О. Пастернака. Вскоре после этого знаменательного события в издательстве Oxford University Press вышел большой двухтомный каталог работ художника (под редакцией профессора Р. Салис).

 

Вероника Драгун, искусствовед

Вы знаете интересные факты о доме 21 по Мясницкой? Свяжитесь с нами! Ваши сведения очень важны для истории этого места!