Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, других крупных музеях России и за рубежом

В 1918 г. преподавала в Государственных свободных художественных мастерских (ассистент К.С. Малевича).В 1920—1921 гг. член ИНХУКа (Институт художественной культуры в Ленинграде), московской коллегии по делам искусств Наркомпроса. В 1921 — 1934 гг. преподавала во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе.

Член объединений и участник выставок: «Бубновый валет» (возникло в 1910 г.), «Трамвай В» (название первой футуристической выставки в Петрограде в марте-апреле 1915 г.), «Магазин» (название футуристической выставки, организованной В. Е. Татлиным в 1916 г. в Москве), «Мир искусства», «Московские живописцы», «ОМХ», группы «13».

Интерес к современному искусству появляется после посещения посмертной выставки В.Э.Борисова-Мусатова (1907), а в 1908 Удальцова увлекается новой французской живописью, которую видела в коллекции С.И.Щукина, изучает творчество Винсента Ван Гога и Поля Сезанна.

После поездки в Германию летом 1908 (посетила Берлин и Дрезден) делает ещё одну неудачную попытку поступления в МУЖВЗ. В октябре 1908 выходит замуж за А.Д.Удальцова.

С января 1910 по осень 1911 посещала мастерскую Кароя Киша, где познакомилась с А.В.Грищенко, К.Н.Истоминым, В.Е.Пестель, Б.Н.Терновцом, В.А.Фаворским. В 1911 часто работала в московской «Башне» – свободной мастерской, где бывали М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, Попова, Прудковская и другие.

В ноябре 1912 поехала в Париж с Поповой, Пестель и С.К.Каретниковой. После некоторых поисков подходящей мастерской для обучения современному искусству их выбор остановился на академии «Ла Палет» (см.: академии парижские). Удальцова проучилась там под руководством Анри Ле Фоконье, Жана Метценже и Андре Дюнуайе де Сегонзака до весны 1913. В дневнике она писала, что кубизм для неё – «только школа, но не цель. Я хорошо поняла всю необычайность живописных достижений кубизма, и не его декоративно-узорчатая сторона привлекала меня, а строгость построения и строгие законы самой живописи: валёр, сдержанная цветовая гамма и твердый закон построения картины».

Весной 1913 возвращается в Москву и усиленно работает, в частности в мастерской В.Е.Татлина на Остоженке (вместе с Поповой), где собираются многие представители московского авангарда. На основе этого сообщества в 1914–1915 образуются и функционируют «Еженедельные собрания по искусству» на квартире Поповой (Удальцова называла эти собрания «кубистическим кружком»).

Начиная с 1913 складывается собственный кубистический стиль Удальцовой, основанный на парижском опыте кубизма, полученном главным образом от Ле Фоконье. В первых кубистических работах Удальцовой («Швея». 1912–1913. ГТГ) композиционная жёсткость и упрощённость приёмов ещё выдают влияние учителя. Характерно, что выставочный дебют Удальцовой состоялся на «Бубновом валете» (1914. Москва), где также были представлены работы французского мастера. Её кубистическая «Композиция» была отмечена в рецензии Грищенко («Бубновый валет». Впечатление от выставки // Новь. 1914. №22. 8 февраля. С.9–10).

Но уже в 1914–1915 стилистика кубистических работ Удальцовой меняется: она преодолевает уроки академии «Ла Палет» и приходит к более изощрённому стилю в духе Пабло Пикассо («Натурщица. Кубистическая конструкция». 1914; «Ресторан». 1915. Обе – ГРМ; «Новь». 1914–1915. КОХМ).

Другой вариант зрелого кубизма Удальцовой – более плоскостной, предвещающий, с одной стороны, «Живописные архитектоники» Поповой (1916–1918), с другой – супрематизм К.С.Малевича («Кубистическая композиция»; «Кухня». Обе – 1915. ГРМ; «Синий кувшин». 1915. ГТГ). Большинство из перечисленных картин было показано Удальцовой на «Первой футуристической выставке “Трамвай В”» и «Последней футуристической выставке “0,10”». Тогда же она написала текст к иллюстрированному буклету «Владимир Евграфович Татлин», выпущенному «Новым журналом для всех» в 1915 для выставки «0,10». Также была экспонентом московской выставки «Магазин» (1916). В ноябре 1916 три фактурно-беспредметные композиции «Живописное построение» были показаны на московской выставке «Бубнового валета».

Причастность к супрематизму связана для Удальцовой с приглашением от Н.М.Давыдовой в октябре 1916 принять участие в изготовлении декоративных рисунков для артели вышивальщиц «Вербовка». Удальцова, как и другие приглашённые художники, сделала ряд супрематических эскизов. Выполненные по ним вышивки были показаны на Второй выставке современного декоративного искусства (1917. Москва). Затем последовало участие в художественном кружке «Супремус» (собрания проходили на квартире Удальцовой на Смоленском бульваре). На этом связь Удальцовой с супрематизмом завершилась.

В первые послереволюционные годы Удальцова полностью отдала себя организационной и преподавательской работе. В марте 1917 вступила в союз «Свобода искусству» в Петрограде, в мае–июне стала одним из организаторов левой (молодой) федерации Профессионального союза художников-живописцев Москвы, осенью участвовала в работах по декорированию московского кафе «Питтореск», потом участвовала в выставке «Бубнового валета» (1917. Москва).

В 1918 сотрудничала в газете «Анархия», работала во Всероссийской коллегии по делам изобразительного искусства, в Пролеткульте, артели мастеров. Экспонировала свои работы на 1-й выставке профсоюза (май–июль).

В 1919 преподавала в I ГСХМ сначала как ассистент Малевича, а затем самостоятельно, как руководитель мастерской. Однако вскоре освобождается от влияния Малевича и отказывается от участия в выставке «Беспредметное творчество и супрематизм».

Брак с А.Д.Древиным (1919) знаменует для Удальцовой новый этап в творчестве («Известие о нашем браке встретило оппозицию» – записывает она в дневнике). Оба вступают в Аскран (1919) вместе с А.М.Родченко и В.Ф.Степановой. В 1920 Удальцова продолжает преподавать: ведёт дисциплину «Объём в пространстве» во Вхутемасе (1920–1921; преподаёт вплоть до расформирования Вхутеина в 1930). Сотрудничает в 1920–1921 в Инхуке, избирается председателем рабочей группы объективистов. Однако победа приверженцев производственного искусства и недавних единомышленников заставила Удальцову покинуть Инхук.

В 1922 картины Удальцовой были показаны на Первой русской художественной выставке в Берлине. Несколько работ было приобретено Анонимным обществом (Société anonyme).

Древин и Удальцова ищут новых путей в живописи и находят их в открытии особых возможностей цвета. С конца 1920-х и на протяжении 1930-х, объединившись в поисках, они приходят к оригинальной манере письма, схожей у обоих, но не свойственной никому другому. Формально они порывают с авангардом, но внутренне остаются в пределах его притяжения. Этот путь приводит их на «Выставку картин» (1923. Москва), в которой они участвуют наравне с бывшими бубновалетцами, затем – в общество «Московские живописцы» (1925) и ОМХ (1927).

Творческие поездки на Урал (1926–1928), Алтай (1929–1932) и в Армению (1933) способствовали «возврату к природе», но «реализм» Древина и Удальцовой оказался иного свойства, чем требовала эпоха социализма. Последним знаком признания стала их персональная выставка в 1928 в залах Русского музея. Вскоре оба художника оказались вне рамок официального искусства. А в 1933 последовали обвинения в формализме (в статье М.А.Буш и А.И.Замошкина «Путь советской живописи» и в брошюре О.М.Бескина «Формализм в живописи»).

В 1938 Древин был арестован и через полтора месяца расстрелян (Удальцова узнала об этом только в 1956).

Позднее творчество Удальцовой – между редкими заказами она работала «для себя» – вписывается в рамки традиционного реализма, однако некоторые натюрморты отдалённо напоминают об её парижских уроках.

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов

Вы знаете интересные факты о доме 21 по Мясницкой? Свяжитесь с нами! Ваши сведения очень важны для истории этого места!